Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

«28 панфиловцев»: героизм без пафоса, война без крови

Самая ожидаемая отечественная премьера предыдущего года, фильм «28 панфиловцев», как это сейчас принято в Интернете, вызвал целый тайфун споров, критики и обвинений в историческом подлоге в адрес съемочной группы. В очередной раз оценивая масштабы общественного раскола, хочется уже, наконец, ограничить свободу слова, ибо при попадании в дурные руки эта радужная субстанция начинает так же дурно пахнуть… Впрочем, речь не об этом: Le Flibustier решил не идти на поводу у диванных историков и разобрать, в первую очередь, культурологическую составляющую фильма — константу, которая хоть и связана с проблемой исторической достоверности, но не вытекает из нее.

28-panvfilovtsev1

Для очистки совести все же поясним, что в основе фильма лежит не оспариваемый профессиональными учеными подвиг 4 роты 2 батальона 1075 стрелкового полка 316 стрелковой дивизии, которая участвовала в 1941 году в обороне Москвы и сумела отбить атаку двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта.

«Отступать некуда – позади Москва», –

фраза, которая приписывается политруку роты Василию Клочкову, стала крылатой и, считается, что именно она дала бойцам душевные и физические силы для того, чтобы практически «голыми руками» закрыть немецким захватчикам доступ к главным транспортным артериям столицы. Единственный вопрос, в котором действительно расходятся подлинные специалисты в области исторической экспертизы – действительно ли панфиловцев было 28? Вероятнее всего, цифра сильно занижена корреспондентом «Красной звезды», – но ведь самого подвига это не отменяет, верно?

Классическая героика

28-panvfilovtsev2По словам сценариста, режиссера и продюсера фильма Андрея Шальопы, мысль о создании подобной картины появилась у него еще в 2008 году, а сценарий был написан годом позднее. Авторы охотно признают: фильм не претендует на то, чтобы называться историческим документом (как, собственно, и любое художественное полотно – прим. Le Flibustier), а суть его заключается не в переложении на кинопленку исторической действительности (которая, в любом случае, доходит до нас в искаженном виде – прим. Le Flibustier). Суть в том, что подвиг 28 панфиловцев, каким бы приукрашенным он ни был, являет собой один из типичных примеров классической героики – структурирующего и нациообразующего мифа. Звучит страшновато (опять пропаганда, чур меня, чур!), но неизбежно: на карте мира нет ни одного государства, которое при строительстве собственной идеологии не пользовалось бы мифотворчеством. Так же, кстати, как и не существует ни одного государства без идеологии, несмотря на официальные конституционные запреты.

По словам советских и российских культурологов И. Т. Пархоменко и А. А. Радугина, мифы совмещают в себе диахронический и синхронический аспекты – то есть сочетают рассказ о прошлом с ожиданиями настоящего и будущего.

«Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре», – пишут ученые с опорой на Фрейда и Юнга.

Учитывая, что Великая Отечественная война, в принципе, в том числе и благодаря государственной пропаганде, воспринимается российским обществом как один из главных поводов для национальной гордости, фильм о подвиге советских солдат не может не вызвать благотворных эмоций у патриотически настроенного населения. В особенности сейчас, когда страна находится в центре необъявленного геополитического конфликта и как никогда нуждается в объединении всех своих внутренних союзников.

28-panvfilovtsev3

Создатели фильма не скрывают, что апеллируют не к разуму, а к вере своих зрителей, им вторит министр культуры Владимир Мединский, который в своей вальяжной и броской манере назвал подвиг у разъезда Дубосеково «святой легендой», а критиков фильма – «конченными мразями». Печально то, что у картины действительно обнаружилась масса недругов, но обильная желчь выделяется ими на фоне явно свершившегося проигрыша, ведь, несмотря на трудности, «28 панфиловцев» еще на стадии производства собрали 35 миллионов рублей в виде добровольных пожертвований – сумму беспрецедентную и говорящую лучше всяких слов.

Подвиг без патетики

Фильм Андрея Шальопы и Кима Дружинина нередко обвиняют в отсутствии драматизма, однако критики забывают добавить слово «показной» для более полной характеристики. Война — драма сама по себе, в особенности, если она идет на территории твоей страны, и драматизировать драму — все равно, что добавлять сахар в мед — будет приторно. 28 панфиловцев не геройствуют и не рассуждают, они действуют деловито и спокойно, как и положено винтикам, из которых состоит огромная машина войны — просто солдаты, перед которыми поставлена задача. В этом фильме много говорят, но еще больше делают, а если герои и рефлексируют, то глубоко внутри, не выпуская свои страдания вовне и маскируя их неплохими шутками — в общем-то, как и положено в настоящем мужском обществе.

В этом обществе самая главная ценность — дух товарищества, а жестокость и убийство — лишь необходимость, продиктованная военным положением. Вероятно, исходя из этих соображений, авторы фильма отказались от муссирования жестокости, окровавленных кишок и багровых фонтанов — то есть от всех тех неизбежных элементов, которые доводят до тошноты при знакомстве с большинством современных военных фильмов. Война — это просто работа. Ежедневная, тяжелая, грязная, но работа. И саму себя она не сделает.

28-panvfilovtsev4

Неудивительно, что при таком подходе к прорисовке персонажей, большинство из них так и остаются в памяти зрителя лишь членами коллектива — в особенности, когда всех их покрывает равномерная корка грязи, под которой не видно уже не только индивидуальности, но и, собственно, черт лица. Хотя есть и счастливые исключения: так, например, рядовой Иван Москаленко, которого в фильме играет Александр Устюгов, располагает к себе с первых мгновений фильма как неизбежный персонаж-балагур в духе Василия Теркина. Он поддерживает своих товарищей шуткой даже тогда, когда бой кончен и пришло время для тотального душевного опустошения.

«Родина — это там, где живешь, а отечество — как живешь», –

28-panvfilovtsev5фраза, произнесенная политруком Клочковым, становится одной из заглавных реплик фильма, необходимой для понимания заложенной в нем идеи. 28 панфиловцев борются за Отечество, а не за Родину — не случайно, картина начисто лишена каких-либо намеков на то, что дело происходит в Советском Союзе: абсолютное отсутствие коммунистической символики, упоминания исторических реалий и отсылок к политическим лидерам того времени — авторы не скрывают, что намеренно добивались схематичности, чтобы показать подвиг как символ подвига и врага как символ врага.

Персонажи в окопе — тоже символ. Символ многонациональной страны, огромного товарищества, менявшего в ходе истории свои имена и границы, но сохранившего главное — боевой дух и братские узы.

– Вообще-то я казах.
– А казах что, не русский? Что ты мне голову морочишь?

Подобными диалогами щедро приправлен сценарий и, несмотря, а, может быть, и благодаря своей напускной наивности, они вызывают и радостный холодок, и необъяснимую ностальгию. Приятно осознавать себя частью огромной общности и наследником… А? Чьим наследником? Ах да, не упоминаем…

Вердикт очевиден: фильм «28 панфиловцев» Андрея Шальопы и Кима Дружинина стоит посмотреть всем, в том числе и тем, кто упорно считает, что никакого подвига у разъезда Дубосеково не было. Время в любом случае не будет потеряно зря: ощущение участия в реальном бое и погружение в атмосферу настоящего мужского товарищества дорогого стоит.

Текст: Екатерина Рагозина

28-panvfilovtsev6

comments powered by HyperComments
ИГОРЬ GOSHA
2017-02-25 20:52:26
Всем доброго времени суток. Что касается фильма "28 панфиловцев", надо признать фильм полное г...о. Хоть вы кол на голове мне чешите, но, не увидел я ни хорошей режиссуры, ни искренности в актёрской игре, ни и ни и не... Да и сценарий тоже гуно((, хоть и основан на исторической правде и подвиге.
Ragozin Vladimir
2017-04-18 20:18:27
А мне фильм понравился.