Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Интервью

Не тот хайп: Алексей Учитель о «Матильде», любви и влиянии Натальи Поклонской

Просмотр фильма «Матильда» и его обсуждение с режиссером Алексеем Учителем состоялись 9 ноября в екатеринбургском «Ельцин-центре». Специальный корреспондент Le Flibustier Ксения Кузнецова побывала на общественной встрече и тщательно зафиксировала самые интересные моменты.

aleksei-uchitel-rezhisserПервый вывод, который напрашивается из разговора, неутешителен: сегодня данное кино сложно воспринимать отдельно от личности депутата Государственной думы Натальи Поклонской, что очень расстраивает создателя картины.

«Естественно я ждал разного восприятия, но то, что на оценку многих людей повлияло мнение госпожи Поклонской, – огорчающий факт», – сказал режиссер.

Какими еще мыслями поделился создатель самой дорогой и самой скандальной российской ленты – читайте ниже. Уточним, что мнение редакции может не совпадать с мнением спикера.

Про Николая II. Вопрос восприятия личности последнего русского императора для меня принципиален. История создания картины складывалась из двух этапов. Первоначально было так: поступило предложение сделать байопик о Матильде Кшесинской, но я отказался. Аргумент простой: если делать картину, то мне интересен, в первую очередь, образ наследника царской семьи. Так уж вышло, потому что какое-то время назад мы со сценаристом Дмитрием Соболевым затевали картину под названием «Дно» (станция в Псковской губернии, где произошло отречение Николая II – прим. Le Flibustier). Уже тогда я прочитал довольно много материалов о последнем русском императоре и, прежде всего, мне хотелось показать человека, на которого интересно смотреть не только как на историческую фигуру. Он не статуя или икона, а такой же сомневающийся, влюбляющийся, эмоционально переживающий, в общем, обычный человек. В этом смысле «посмотреть» на него в молодом возрасте и «увидеть», как складывался характер, было бы крайне любопытно. Но при таком подходе полностью объективным быть невозможно. В итоге в «Матильде» Николай II – это фигура, сформированная по воспоминаниям его окружения и моим личным представлениям.

imperator-nikolai

Последний император – хороший правитель, сумевший собрать вокруг себя команду людей, которые многие вещи претворили в жизнь. Именно в его правление, в 1913 году, Россия являлась лидирующей страной в Европе и второй в мире по всем показателям. Открытие детских садов, яслей, популяризация английского языка – это только часть сделанного. Первый год Первой мировой войны для России был победоносным, что тоже благотворно влияло на отношение к царю. Безусловно, были и отрицательные моменты; Николай – интеллигентный и очень умный человек, но мягкотелый: много слушал близких к нему женщин, что порой играло негативную роль.

Про прокат. Какой режиссер или продюсер доволен прокатом? Я не очень им доволен, хотя цифры объективно неплохие. Наталья Поклонская своей «рекламной кампанией» привнесла немало отрицательного. Да, благодаря ей, о картине узнали многие, но мне обидно, что люди идут в кино под впечатлением скандала и ищут «клубничку». Когда ничего подобного не обнаруживают, то начинают говорить: «А что я такое посмотрел?».

natalia-poklonskaya

Заметили ли вы, но за неделю до начала проката на всех центральных телевизионных каналах шла речь о «Матильде»? Например, в передаче Евгения Киселева чуть ли не каждый день обсуждалась порно-карьера Ларса Айдингера (немецкий актер, исполнивший роль Николая II. Подтверждения тому, что он играл в порно-фильмах, редакция не обнаружила. – Прим. Le Flibustier), а потом как отрезало. По неизвестной причине федеральные каналы не показывают рекламу фильма, не соблюдая составленный заранее план PR-кампании. И если крупные города знают о картине, то малые города и провинции не имеют о ней представления.

Про «Матильду-2». Мои творческие планы на ближайшие 3-4 года не связаны с царской семьей. Многие крупные чиновники уже высказывали мысль о необходимости второй части «Матильды», где задействованы те же герои, но в 1917 году. Этого я делать не буду, и не потому, что боюсь, а просто не хочу. В планах четырехсерийная телевизионная версия «Матильды». Основа сюжета та же, а вот линии второстепенных героев будут расширены. Например, у меня есть любимая актриса Галина Тюнина, которая вместе со мной дебютировала в фильме «Мания Жизели» (реж. Алексей Учитель. – Прим. Le Flibustier), потом играла в «Дневнике его жены». В «Матильде» она появляется только один раз, и у нее нет текста, а на самом деле снято два больших эпизода с ней, которые войдут в сериал. За границей, хотя фильм одновременно вышел в нескольких европейских странах, больший интерес вызывает именно телевизионная версия. В Каннах мы уже представляли 30-ти минутный отрывок сериала, и это успех, потому что со всего мира из тысяч проектов комиссия выбирает только 12 работ.

Про Наталью Поклонскую. Никаких поединков я не боюсь, если этот человек посмотрел кино. Госпожа Поклонская, организовывая задолго до выхода картины противостояние верующих в Москве, задумывала протест в виде демонстрации, но ничего не получилось, ибо пришло около 100 человек по наставлению батюшки. Она даже вызвала меня по Интернету, чтобы я пришел и объясним людям в церкви, какой я «плохой, ужасный человек и что наделал». И я был готов к диалогу, только после того, как люди посмотрят фильм, но, благодаря деятельности Поклонской, именно представители протестной группы с ним и не ознакомились.

prosti-gosudar

Производство картины шло 4 года, съемки – один. К нам на площадку приезжали десятки журналистов, где им предоставлялась возможность ознакомиться с сюжетом, и никто не высказался о прекращении этого «безобразия». Я уж не говорю о том, что часть финансирования получена от федерального «Фонда Кино», сюжеты о фильме демонстрировались по «России-24», нами было пройдены экспертные советы… Весь процесс велся публично, и для меня загадка, почему странная реакция возникла лишь на этапе монтирования.

Церковь берет на себя роль идеолога, который должен управлять мозгами людей. Если это заложено в православной вере, – пожалуйста; но вешать в церкви листовки против фильма – неправильно («Матильда» – не первый пример, ранее был «Тангейзер»). После того, как в знак протеста в Екатеринбурге подожгли вход в кинотеатр, у нас в Петербурге – студию, а затем – машину адвоката Константина Добрынина, который нас защищал, я посмотрел на ситуацию по-другому. Изначально к словам Поклонской я относился со спокойной иронией, ведь у человека может быть любое мнение, даже если он не видел фильм, но когда начались все эти вещи и крупные компании стали отказываться от проката, появилось ощущение целенаправленной атаки. Понимаете, люди стали думать пойти им в кино или нет? Ожидать ли чего-то от просмотра «Матильды»? Это ужасно!

Начав прокат, я и многие мои товарищи стали ждать последствий: плакатов «Долой Матильду», «Сгорите в огне» или звонков о минировании в кинотеатрах. За все время (на момент беседы шла третья неделя проката «Матильды». – Прим. Le Flibustier) ни разу нигде ничего не сорвалось и ничего не происходило. Только на премьере у Мариинского театра и в кинотеатре «Октябрь» в Москве стояли 5-6 человек с плакатами и то, как только к ним подошли, они спокойно «свернули» свое действо.

Про фильм. Нерв «Матильды» – любовь. Возможно, я выбрал парадоксальную формулу, но от этой любви зависела дальнейшая жизнь страны. Если говорить совсем прямо, мы имеем дело с конкретным выбором человека, его судьбой.

Основа фильма — исторические события, которые имели место быть: крушение царского поезда, коронация, свадьба, Ходынка. Но детали, например, диалог между императором и мамой у окна, были созданы по моим личным представлениям. В обморок император падал на самом деле, а каким образом – это наше авторское решение. Воронцов, герой Даниила Козловского (какой же фильм без Козловского?) тоже реален и в телевизионном проекте будет раскрыт чуть больше.

kozlovskij-matilda

Не всех пригашенных нами актеров можно назвать супер-звездами, но Ларс Айдингер – гениальный актер. Притом он является членом лучшего драматического берлинского театра «Шаубюне» и одним из любимых артистов знаменитого режиссера Томаса Остермайера. Я очень горжусь тем фактом, что самого Томаса Остермайера удалось уговорить играть в фильме (роль доктора Фишеля. – Прим. Le Flibustier) – это его дебютная роль.

Большое значение имел антураж фильма, хотелось понять, на каком фоне происходили все эти события. За золото и великолепие пришлось платить: немецкая фирма доставила нам огромные пошивочные станки, которые не переставали шуметь полгода, а золотое шитье заказывалось даже в Индии и Пакистане. Всего было 7 тысяч костюмов, которые теперь выставляются в ГУМе. А Эрмитаж и вовсе предложил коронационные костюмы отдать им, чтобы настоящие экспонаты пока припрятать.

kostjumy-matilda

kostjumy-matilda2Как ни странно, несмотря на то, что Алексей Учитель во время общественной встречи произнес много любопытного, спорного и даже неожиданного, «гвоздем программы» оказался все же не он. Дело в том, что прямо в ходе мероприятия режиссера… вызвали на дуэль. Инициатива исходила от руководителя Центра по предотвращению чрезвычайных ситуаций, действительного члена Русского географического общества Геннадия Чеурина.

«В силу своей профессии я вынужден изучать все волнения, возникающие в обществе, – уточнил спикер. – Работая с архивами эпохи Николая II, я обнаружил документ, подписанный императором в 1912 году. Именуется он «Дуэльный кодекс» и подразумевает под собой способ восстановления чести без пролития крови. Поэтому сейчас, внимательно просмотрев фильм, я имею честь послать Вам вызов на дуэль, вручив копию того самого документа. Вам будет передан текст, мы назначим секундантов и спокойно, без эмоций, выясним, в чем заключается провокационная роль данного фильма».

Цель у этого действа, по словам Чеурина, проста — восстановить честь государя. Алексей Учитель ответил согласием, а значит хайп продолжается.

Как писал ранее Le Flibustier, «Матильда», будучи самым скандальным кинопроектом, вышедшим на экраны в год 100-летия Октябрьской революции, продемонстрировала провальные показатели в прокате. Так, например, за первый, самый кассовый уикэнд, удалось «отбить» менее одной шестой части от использованных вложений; последующие дни проката ожидаемо оказались еще менее успешными. «Матильда» является самым дорогим российским фильмом на всем протяжении истории отечественного кинематографа: общий бюджет картины составил 25 миллионов долларов. «Фонд кино» на поддержку готовящейся ленты выделил 280 млн рублей, а большая часть общей суммы поступила от «Газпромбанка».

Популяризации «Матильды» во многом способствовала активная позиция депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая не раз заявляла о том, что представленная Учителем интерпретация образа государя оскорбляет чувства православных верующих. Генеральная прокуратура в ответ на многочисленные запросы Поклонской сообщила, что не обнаружила в фильме Учителя признаков нарушения закона. Между тем, у депутата нашлось немало сторонников, в том числе и в радикальном стане: так, например, 4 октября православный активист Денис Мурашов, связанный с организацией «Христианское государство», протаранил на УАЗе двери екатеринбургского театра «Космос», где должна была состояться премьера, и поджег автомобиль. Необратимые последствия удалось предотвратить, однако и испуг был произведен немалый: после происшествия некоторые площадки отказались транслировать фильм из соображений безопасности.

Текст: Ксения Кузнецова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.