Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Поэтическое кино и любовь к маргиналу: рецензия на книгу Антона Долина «Джим Джармуш. Стихи и музыка»

Хочешь прочитать книгу о любимом режиссере, но ничего достойного не находишь – напиши ее сам. Антон Долин так и поступил, отбросив любое смущение. Теперь фанаты творчества Долина, или Джима Джармуша, или их обоих получили подарок, а книжный рынок — новый труд, дополнивший созданные ранее исследования кинокритика о творчестве Ларса фон Триера и Такеши Китано.

«Джим Джармуш. Стихи и музыка» – это шестая книга Антона Долина и первая в плане формы. Ее принципиальное отличие от предыдущих состоит в том, что каждая глава посвящена отдельному фильму и что, хотя на обложке указан один автор, на самом деле их больше 20.

Anton-Dolin

В целом книга смотрится как добротный путеводитель по творчеству Джармуша, где раскрыты главные составляющие его кино, в том числе музыка и поэзия. На первый план выступают аналитические эссе Долина о каждом фильме режиссера — от недавно вышедшего «Патерсона» до «Отпуска без конца» 1980 года. Такая последовательность не случайна, ибо она избрана в соответствии с логикой зрителя, который начинает знакомится с творчеством неизвестного ранее режиссера с последних фильмов, а потом «отматывает» назад и смотрит его ранние работы.

Субъективное восприятие Долина разбавляется энциклопедическими текстами музыкальных критиков. Густав Малер, Нил Янг, Игги Поп и вообще музыка – ключ к пониманию фильмов Джармуша. О ней пишут критики, подбору которых позавидовал бы любой музыкальный журнал: Юрий Сапрыкин, Артем Макарский, Олег Соболев и другие.

Dolin-DzharmushНеожиданный в книге о кино, но совершенно уместный в книге о Джармуше «поток» – поэзия. Если посмотреть «Патерсона», то станет понятно, почему без поэзии очень трудно писать о Джармуше и вообще думать о нем. Поэтому к работе над книгой были приглашены русские литераторы: Василий Бородин, Алексей Королев, Анна Матасова, – чтобы, исходя из режиссерской концепции о непереводимости поэзии, они попробовали изложить свое видение его работ. Где-то вышла поэтическая экранизация фильма, где-то свободное ассоциативное путешествие, которое от картины только отталкивается – форма, как показывает чтение, была не особенно важна.

Каждый участник проекта создал маленький, но очень личный и по-своему интересный текст, где основой выступала любовь к фильмам Джармуша. И это разнообразие в очередной раз подчеркивает атипичность самого режиссера, которого можно понимать очень вариативно. Сама мысль о том, как устроены фильмы Джармуша, сводится к простому выводу: хотя глобальные вопросы философии и поэзии всегда существуют в бэкграунде его картин, главными для него остаются герои-маргиналы, мягкий юмор и такая «тихая» поэзия.

Говорить о том, что трактовка Долина – истина в последней инстанции, нельзя, хотя и возникает такой соблазн, ведь больше русскоязычных книг о творчестве режиссера нет. В обаянии этого труда скрываются ловушки. Хотя бы в самом построении книги: сначала читатель знакомится с Джармушем Долина и только потом с самим Джармушем, который появится к концу книги в трех интервью, записанных кинокритиком в 2003, 2013 и 2016 годах. Это бой не по правилам, но тем интересней наблюдать за интерпретацией и оригиналом. Для публики, выросшей на «Мертвеце», «Псе-призраке» или вообще активно следящей за творчеством Джармуша, книга станет приятным бонусом при постижении его мира. Новичок же, скорей всего, потонет в аллюзиях, которые Долин даже не удосуживается пояснить. В любом случае, без знания фильмов и понимания философии творчества читатель просто проглотит кучу информации и наполнится эмоциями Долина, но подлинную важность Нила Янга и музыки Детройта для фильмов Джармуша так и не поймет.

Напомним, что ранее Le Flibustier уже публиковал большой материал, посвященный новой книге Антона Долина и его оценке творчества Джима Джармуша. Ознакомиться с ним можно здесь.

Текст: Ксения Кузнецова

Справка: Джим Джармуш — американский кинорежиссер, четырежды становившийся призером Каннского кинофестиваля. Наиболее известные работы — фильмы «Ночь на Земле», «Таинственный поезд», «Мертвец», «Пес-призрак: путь самурая» и «Выживут только любовники». Самым необычным проектом режиссера считается полнометражная лента «Кофе и сигареты», которая состоит из 11 коротких новелл, не связанных между собой тематически. Персонажи, задействованные в них, не имеют между собой ничего общего и испытывают страшную неловкость случайных попутчиков, но вынуждены, тем не менее, строить диалог — эти ситуации вырастают из самой нелепости жизни, поэтому, как правило, воспринимаются зрителями в правильном ключе и вызывают улыбку.

comments powered by HyperComments