Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

«Проклятые» вопросы: рецензия на «Молодого Сталина»

Английский журналист и историк Саймон Себаг Монтефиоре написал «Молодого Сталина» в середине нулевых и, казалось бы, говорить об этом труде да и о теме, которую он поднимает, уже нет смысла. Но сегодня Россия живет в эпоху дискурса, который можно обозначить как второе дыхание культа личности, поэтому актуализация напрашивается сама собой.

pisatel

 

Заголовки российских СМИ пестрят примерами, указывающими на активную реабилитацию самого неоднозначного советского лидера: «Половина россиян положительно оценивают деятельность Сталина в годы Великой Отечественной войны», «Одобрение Сталина в России достигло 16-летнего максимума», «В приемной детского омбудсмена по Ярославской области висит портрет Иосифа Сталина с ребенком на руках».

В таком контексте даже одиозный Дмитрий Энтео (российский православный активист, известный своими эпатажными акциями и заявлением том, что все небесные тела вращаются вокруг Земли — прим. Le Flibustier) способен оказаться в одной лодке в представителями крайне далекой от него либеральной интеллигенции, для которой разоблачение вождей всех времен и народов — судьба и жизненное кредо. Напомним, что в декабре 2016 года Энтео был задержан полицией после громкой акции на могиле Иосифа Сталина: активист бросил цветы к бюсту советского лидера с криком:

«Гори в аду, палач русского народа, убийца моих родных, моих святых, моих любимых поэтов».

Как ни странно, это бессмысленное по своей сути мероприятие четко указало на то, что проклятый «сталинский» вопрос объединяет представителей самых разных классов и течений…

Molodoi-Stalin-oblozhka«Молодой Сталин» – книга для тех, кому чужды оттенки. Здесь Иосиф Виссарионович однозначно плох, и автор даже не пытается раскрасить картинку (если не считать, что хвалит его вокальные данные). Сомневающиеся, а уж тем паче оправдывающие деятельность Сталина, скорее воспримут этот текст как памфлет, сборник выдумок. К тому же автор – иностранец, пусть и «британский Пикуль».

Взгляд чужака выхватывает только неприглядные эпизоды из российской истории, а главный герой описывается, как самолюбивый бандит и манипулятор. Монтефиоре часто обращает внимание на то, что Сталин любил эффекты и театральность: при первой встрече он представлялся как «некто в сером», при этом «всегда был в движении, часто в бегах, иногда для маскировки облачался в какую-нибудь униформу или уходил от облавы, переодеваясь в женское платье».

Книга начинается, как криминальный роман и даже напоминает «Черный город» Бориса Акунина, а продолжается то как шпионский детектив, то как водевиль — но при этом автор не уходит или делает вид, что не уходит от исторического контекста. Порой он приводит такие факты, что кажется, будто заигрался в беллетристику и жаждет сенсаций. Он описывает, например, как молодой Сосо на похоронах первой жены бросился от отчаяния в могилу, но вскоре заметил, что за ним следят агенты охранки.

«Он убежал задворками кладбища и перепрыгнул через забор. Побег с похорон жены – еще один штрих к теме его супружеского небрежения», – с презрением отмечает историк.

В «Молодом Сталине» приведена масса самых невероятных и интимных деталей, но Монтефиоре на первых же страницах дает понять, что пишет эту книгу, чтобы разобраться в том, как молодой Сосо превратился в Сталина – жуткого тирана для одних и объект поклонения для прочих. Историк ищет ответы в детстве будущего вождя, вскрывая самые непристойные эпизоды из жизни семьи Джугашвили; а затем – в том периоде его становления, который был проведен в сообществах семинаристов и бандитов разного толка.

При этом Монтефиоре тяготеет к истории как таковой, поэтому в какой-то момент он «отходит» от главного героя и подробно описывает, например, взятие Зимнего дворца. И снова – никакой патетики, только грязь, фарс и стыд. Согласно рассказу, защитники царской резиденции разоряли погреба и быстро теряли способность держать оборону. Чиновники, решившие прийти им на помощь, по мнению автора, выглядели комично и напоминали пингвинов.

«Они были безоружны, зато у каждого в руках было по зонту, фонарю и палке колбасы на ужин защитникам дворца».

При этом фоном для основных событий служит совершенно дикий разгул на улицах Петербурга.

«Проститутки (такой же живой индикатор неминуемой угрозы, как крысы на корабле или канарейки в шахте) все так же зазывали на проспекте клиентов. Улицы заполонила всевозможная шваль».

Одно из ключевых событий российской истории под пером британского историка превращается в карнавал – тот самый средневековый, поднимающий в человеке все низменное…

Между строк в «Молодом Сталине» прячутся и связи прошлого с современностью: словно тени, в тексте промелькнули прадед Михаила Саакашвили и дед Владимира Путина. Промелькнули, и больше не появились, но оставили читателя наедине с клубком мыслей.

При всей занимательности книга изматывает, оставляя к финалу ощущение, что в истории все повторяется бесконечное число раз. Но, скорее всего, изматывает не книга. Изматывает сама история. И ее «проклятые вопросы», в которых общество вязнет, как в болоте, даже по прошествии многих десятилетий. Именно благодаря этим вопросам историческая спекуляция, игра на чувствах и эмоциях становится явлением массовым и обыденным, а попытки проведения подлинной, объективной экспертизы неизбежно проигрывают на общем фоне. В этой трясине очень трудно найти твердую почву для своих убеждений, как бы мы не старались — а решить проблему быстро и без эксцессов уже невозможно.

Текст: Влада Змановских

comments powered by HyperComments