Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Не прощаю. Рецензия на последний роман об Эрасте Фандорине

В октябре 2017 года Борис Акунин сообщил, что завершил многолетний цикл о знаменитом сыщике Эрасте Фандорине. Выход последней книги приурочили к двадцатой годовщине появления «Азазели». Казалось бы, читать и анализировать книгу, впечатления от которой автор предвосхитил, дело непростое. Все «подводки» к чтению символичны и нагружены смыслом, поэтому сомневаться, что это действительно последний роман об одном из лучших персонажей современной российской литературы, не приходится. Тем не менее, автор – самый настоящий акунин (в переводе с японского – «злодей». – Прим Le Flibustier), оттого ждешь подвоха и терзаешься постоянными сомнениями.

boris-akunin

Действия в романе происходят в 1918-1922 годах, в эпоху, абсолютно чуждую благородному мужу. Заставить несчастного Эраста Петровича, плоть от плоти старого мира, приспособиться к новым условиям, если не жестоко, то бесперспективно. Причина, по которой он не застал развала империи, кажется совершенно фантастической: решительные события проходят мимо Эраста Петровича, потому что он находится в коме… Столь надуманное авторское допущение поначалу раздражает. Однако представить детектива в гуще революционных событий, допускающим крах привычного ему мира, совершенно невозможно.

Выйдя из комы, Фандорин путешествует по иной России. Как новорожденный, он буквально учится управлять своим телом, усваивает язык, сплошь состоящий из непроизносимых аббревиатур, наблюдает нравы эпохи. Он попадает к анархистам, зеленым, белым и красным, но любая из правд ему чужда. Ввязываться в противостояние сторон герой отказывается.

ne-proshajusВ некоторых романах о сыщике главным действующим лицом был другой персонаж. Совершенно неожиданно в финале серии Акунин возвращается к этому приему. Значительную часть книги читатель следует за Алексеем Романовым – героем «Шпионского романа», «Квеста» и цикла «Смерть на брудершафт». Романов, некогда представлявшийся одним из лучших адептов нового мира, в «Не прощаюсь» становится злостным манипулятором и сценаристом многих событий. Душевные терзания «то ли белого, то ли красного» героя совсем не облагораживают его образ.

Наличие в романе двух сильных персонажей, яркого исторического контекста и флер прощания с Эрастом Петровичем делают текст весьма насыщенным. Сюжетные линии развиваются столь стремительно, что в их значимость сначала не веришь. Вот Фандорин встречает привлекательную женщину (к слову – дочь одной из его бывших возлюбленных), и знакомство кажется лишь легкой интригой. Но уже через несколько страниц они по уши влюблены друг в друга, а еще через несколько 63-летний Эраст Петрович готовится стать отцом.

Лейтмотивом фандоринского сюжета в романе «Не прощаюсь» становится ожидание героем Дня рождения. Ведь согласно японской философской традиции, именно в 64 года у благородного мужа наступает зрелость, «возраст первого совершенства».

Однако Акунин не позволяет Фандорину дожить до этого возраста, отказывая герою в гармонии. Пытаясь сделать финал пронзительнее, автор применяет совершенно чуждый для его книг прием. Он позволяет Фандорину вести повествование от первого лица.

Больший эмоциональный отклик у читателя находит судьба его вассала Масы, который реагирует на удары судьбы эмоциональнее своего господина. Несмотря на обилие персонажей и событий в романе, Акунин не забыл о верном японце, сумевшем не только в очередной раз спасти Эраста Петровича, но и испытать настоящую любовь. В последнем романе фандоринского цикла Маса перестает быть комичным. Эта перемена в персонаже ярко демонстрирует крах прежнего мира.

Собственно детектива, по мнению многих поклонников и исследователей творчества Бориса Акунина, из «Не прощаюсь» не получилось. Пустяковые дела, в которых принимает участие едва очнувшийся от летаргического сна Эраст Петрович, отходят на второй план, уступая место подспудным размышлениям автора о трагизме эпохи — по сути, это личный манифест самого Акунина. Не расставание с героем, а скорее высказывание в стиле «Не прощаю»…

При этом писателю весьма ловко удалось соблюсти маркетинговые принципы, без которых не обходится ни один автор-«серийник». Так, предвосхищая выход романа, Акунин активно анонсировал его в прессе и даже заранее выложил первую главу книги для своих читателей на Facebook. Кроме того, «Не прощаюсь» является отличным логическим мостиком к другим творениям автора, то есть прекрасно вписывается в созданный им мир. Итог: постоянным поклонникам сыщика Эраста Фандорина роман вполне может прийтись по вкусу; тем же, кто знаком с этой вселенной не столь досконально, лучше за книгу не браться — по крайней мере, не избирать ее для первого знакомства с автором и его персонажем.

Текст: Влада Змановских

На обложке – кадр из фильма «Турецкий гамбит» по одноименному роману серии об Эрасте Фандорине

comments powered by HyperComments