Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Покормите близнецов: рецензия на «Голодный дом» Дэвида Митчелла

Пожалуй, одно из главных книжных разочарований года преподнес своим читателям Дэвид Митчелл – британский романист, автор прославленного «Облачного атласа». В его разрекламированном сверх меры и снабженном массой утомительных хвалебных отзывов «романе» «Голодный дом» присутствуют все типические признаки банальной графомании и отсутствует минимальная проработанность сюжета – он настолько сыр, что буквально стекает со страниц, смешиваясь с читательскими слезами.

pisatel-devid-mitschel

Начать, впрочем, нужно с того, что это вообще никакой не роман. «Самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем разнообразием волнующих ее вопросов» (именно так характеризует это понятие «Словарь Брокгауза и Ефрона»), в понимании современных книгоиздателей должна, по всей видимости, представлять собой наскоро «сколоченный» сборник, состоящий из нескольких однотипных новелл с почти буквально повторяющимся сюжетом.

Действие «романа» охватывает длительный временной промежуток – с 1979 по 2015 год – однако, главные персонажи, вечно голодные близнецы, питающиеся душами «Одаренных», как будто высечены из камня: читатель не сможет пронаблюдать развитие характеров, становление личностей и прочую неинтересную ерунду, которая, в общем-то должна происходить с людьми, чей реальный возраст перешел вековую черту. Вместо этого при каждой встрече с тупиковой ветвью семейства Грейеров он становится свидетелем типичных подростковых склок и словометаний: «Ты дурак!» – «Нет, ты!». На этом фоне подчеркнутая выспренность монологов, обращенных к каждой новой жертве, которая вот-вот должна отдать концы, выглядит и комично, и раздражающе – неправдоподобие происходящего окончательно превращает близнецов в театральные картонки.

Другое дело – избранники для их гастрономических актов. В четырех из пяти новелл повествование ведется от первых лиц, и, к счастью, характеры этих людей и жизненные обстоятельства, которые толкают их к дверям «Голодного дома», удалось изобразить весьма ловко. Но только до определенного момента – до момента смерти. Будь то затюканная студентка-толстушка или ее сверхуспешная лесбиянка-сестра; полицейский, уставший от полового воздержания, или подросток, теряющий реальность через любовь к таблеткам, – едва персонажи оказываются лицом к лицу со своими мучителями, как сразу же теряют человеческие черты и превращаются в схемы. Четыре одинаковых конца, четыре набора одинаковых эмоций, четыре одинаковые финальные «реплики»… И вот ни один из описанных героев уже не вызывает сочувствия – умер, ну и ладно. Скучно, банально, однообразно. Отрадно лишь то, что финал пятой, конечной новеллы автор намеренно оставил открытым – этот ход взбодрит тех читателей, которые не заснут на пятьдесят страниц раньше.

risunok-slade-haus

Для многолетних поклонников Дэвида Митчелла не составит труда разобраться в терминологии писателя – благо, книга имеет массу отсылок к другим его произведениям. Человек посторонний, решивший познакомится с ним именно в «Голодном доме», рискует получить сильнейшее головокружение от обилия нераскодированных шифров: тут тебе и Хронологи, и Раскольники, и Одаренные, и Глубинное течение, и Сценарий…

Само название особняка, в котором раз в девять лет происходят жуткие расправы над душами – Слейд-хаус, – намекает на персону викторианского филантропа и мецената Феликса Джозефа Слейда, более всего известного благодаря созданию Slade School of Fine Art в Лондоне. Большой особняк в лондонском предместье Кеннингтон, которым он владел при жизни, в 1940 году был уничтожен немецкими бомбардировщиками. То же самое, согласно книге, произошло и с «Голодным домом», хотя это обстоятельство не мешает ему время от времени «показываться» перед возбужденным взором очередного «счастливчика», приглашенного на обед в качестве главного блюда. Для чего автор рисует эту параллель, читатель однако же не поймет, потому что она никоим образом не обыгрывается – создается ощущение, что Митчелл не до конца продумал концепцию и бросил ее на полпути.

golodnyi-dom-oblozhkaНесмотря на то, что по глубине содержания «роман» про близнецов-пожирателей душ мог бы сойти разве что за подростковое фэнтези, ему был присвоен маркер «18+» – вероятно, потому что автор, вместо того, чтобы совершенствовать повествовательную манеру, предпочел сосредоточить внимание на грязном белье своих персонажей. Парадоксально, но единственный человек в его книге, который действительно счастлив в любви – лесбиянка. Причем ее половые предпочтения не оказывают ни малейшего влияния на сюжет – вероятно, и в роман-то она попала лишь по принципу квотирования. Но вот что странно: демонстративная толерантность британца внезапно пропадает, когда речь идет о взаимоотношениях в мире банальных натуралов.

«Любовь в сексе зарождается. Чем больше в женщину, кхм, проникаешь, тем больше ею проникаешься», – рассуждает мужиковатый полицейский, собираясь на свидание с очаровательной вдовущкой.

Сексизм? О нет!

Подобных сентенций в «романе» столько, что можно было бы и убавить. Без них, кстати, у книги появился бы шанс избавиться от требований совершеннолетия и приблизиться к своей реальной аудитории.

Итог у всего выше сказанного весьма печальный: к сожалению, новое творение Дэвида Митчелла сильно проигрывает всему, что было написано британцем ранее и, скорей всего, весьма разочарует его поклонников. Как это часто бывает, из мухи сделали слона – а из произведения, которое было бы лучше оставить в тени как неудачное или отложить до лучших времен, изваяли «самую ожидаемую книгу года». Прямолинейность действия, предсказуемость сюжета и откровенная скука, которая довольно быстро настигает возбужденного рекламой читателя – все это говорит не в пользу автора и может самым дурным образом отразиться на его репутации.

Текст: Екатерина Рагозина

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.