Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Всему — Тиамат: рецензия на «Твое имя» Макото Синкая

Макото Синкай, будучи вторым по популярности создателем аниме в мире после Хаяо Миядзаки, никогда не пытался набить себе сцену и скромно отмалчивался в ответ на похвалы, однако рекордные сборы его крайнего по счету мультфильма под названием «Твое имя» — порядка 355 миллионов долларов — поднимают цену всего его творчества уже в буквальном смысле. Детально прорисованная полнометражка о двух японских школьниках, познакомившихся и полюбивших друг друга во сне, исполнена в традиционном стиле страны восходящего солнца: подчеркнутый романтизм повествования, сюжетные длинноты, которые может стерпеть только настоящий любитель жанра, пафосные диалоги, вздохи и слезы и капелька синтоистской философии на ведро розовой воды… В целом, картина и типична, и специфична одновременно — типична для своего жанра и специфична для мирового экранного творчества, а потому не сможет кардинально изменить расстановку сил: любители аниме будут рукоплескать, остальные — недоуменно почешут в затылке. Ибо что же здесь может понравиться?

Понравиться может, конечно же, самое главное, что в этой ленте заложено — история любви. Любовь, как апогей человеческих взаимоотношений — бессмертная тема, а потому крайне и искренне востребованная во все времена. Другое дело, что подана она на этот раз через набившую оскомину тему переселения душ и смены телесных оболочек: в один прекрасный день девочка из японского захолустья просыпается в Токио и обнаруживает у себя между ног нечто, что вызывает у нее беспокойство и брезгливость; а мальчик, в чье тело она переселилась, открывает глаза в уютной девчачьей комнате где-то в японской провинции и с интересом ощупывает неожиданно увеличившуюся грудь. Эти «путешествия» повторяются неоднократно, причем оба участника метаморфозы наутро ничего не помнят и лишь со слов своих близких и приятелей могут восстановить, что именно натворил их «гость» накануне. Относительная ясность наступает, когда Мицуха и Таки берут на вооружение особый способ коммуникации и начинают оставлять заметки на смартфонах с кратким описанием минувшего дня, — чтобы истинный владелец тела наутро был готов пожинать плоды. Постепенно странные взаимоотношения двух подростков перерастают в трогательное чувство, Таки решает, что пора сделать первый шаг и едет в провинцию, в которой обитает Мицуха… и вот тут начинаются сложности.

Обойдемся без спойлеров, просто уточним, что на поверку все оказывается несколько сложнее, чем представлялось вначале, и возможность для прихода к банальнейшей развязке, которую искушенный зритель множество раз видел в фильмах и мультфильмах про обмен телами, Синкай у своих героев отбирает. Вместо этого режиссер ласково и ненавязчиво погружает свидетеля драмы в философскую идею родства душ или, если хотите, родственных пут, которая воплощается в мультфильме путем отсылок к традиционной для Японии культуре шнуроплетения. Этот мотив повторяется неоднократно, как и опредмеченное воплощение идеи красной нити, которая связывает человека с его судьбой — красный шнурок носит в волосах главная героиня повествования. А уж название внезапно навестившей планету гостьи из космоса — разрушительной кометы Тиамат, тезки небезызвестной богини хаоса — вообще говорит само за себя. В общем и целом история про двух подростков на поверку оказывается многообещающим явлением, предназначенным не только для восторженных девочек, но и для вдумчивого зрителя, который достаточно подготовлен к расшифровке подобных кодов.

По сути в одном мультфильме Синкай умудряется сочетать сразу три жанра: фарсовую комедию с довольно сальной подоплекой, меланхолическую драму о первой любви двух подростков, подошедших к порогу взросления, и, наконец, фантастическое путешествие во времени в духе отдельных голливудских режиссеров. Удивительно, но все это весьма ловко сложено в единый сюжет и не вызывает никаких вопросов у зрителя — настолько логично и оправданно выглядит эта эволюция.

На фоне доминирующей любовной темы обнаруживаются и менее детально «прорисованные», но все же довольно отчетливо выявленные социальные коллизии: разница между жизнью в столице и провинции и извечная жажда молодых мотыльков лететь на неоновые огни; конфликт поколений, так хорошо известный русской литературе; неумелое сожительство древних примет традиционной культуры с продуктами современности и прогресса… Есть в «Твоем имени» и еле заметная политическая подоплека: отец Мицухо — мэр ее родного города, и от внимания девочки не ускользают некоторые неприятные сплетни…

В целом, новый мультфильм Макото Синкая имеет шанс понравиться не только армии его убежденных поклонников, но и тем, кто не слишком хорошо знаком с искусством режиссера или с аниме вообще — последним, впрочем, эта лента может показаться скучной и несколько затянутой. В творчестве режиссера «Твое имя»,безусловно, не занимает выдающейся позиции — это хорошая, крепкая работа, ни в коем случае не снижающая достигнутой планки, но и не повышающая ее. Знакомство с Синкаем лучше начинать с его признанных шедевров – «Пяти сантиметров в секунду» и «Ловцов забытых голосов», – но и те, кто решится пойти на «Твое имя» в кино без предварительной подготовки,вряд ли будут тотально разочарованы: на большом экране великолепная графика и наидетальнейшая прорисовка, свойственная мультфильмам Синкая, будут смотреться завораживающе.

Текст: Екатерина Рагозина

comments powered by HyperComments