Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Политика

Русское счастье Станислава Белковского, или как Путин кормит либералов

Честно говоря, не хотелось приниматься за книгу, которая мало кому интересна в литературном смысле. То, что у нее микроскопическое количество читателей – очевидно, если взглянуть на бешеный (в кавычках, конечно) ажиотаж, который возник вокруг нового творения Станислава Белковского на более или менее престижных читательских ресурсах или в Livelib  – глобальной социальной сети для книгочеев. На момент создания этого текста я была отмечена на страничке книги как единственный ее читатель и, видимо, единственный рецензент. «Русское счастье по-путински. Что нам надо?» – так называется этот сборник школьных сочинений политолога-самоучки Белковского. Заглавие у нее, прямо скажем, пугающее. Попахивает Чернышевским. Ощущается тревожный аромат глобальной идеи. Сладковатый парфюм великой мысли. Но это до тех пор, пока не открыл первую страницу. Под обложкой – редкостная вонь; все, что «выстрадал» за последние годы посредством взаимодействия пера и бумаги главный специалист телеканала «Дождь».

Больше всего это похоже на не слишком грамотно выстроенный политический манифест, создавая который Белковский, наверное, и не подозревал, что пишет эпитафию собственному профессионализму. Он, по всей видимости, даже не в курсе, что политическая наука, как и любая наука вообще, должна стремиться к объективности, основываться на фактах, документальных источниках и тому подобной неинтересной ерунде. Он не в курсе, что любое тенденциозное мнение, высказанное политологом в отрыве от реального анализа фактов, ставит на нем, как специалисте, крест. Ну, не в курсе, и бог с ним, как говорится.

Belkovskij__Russkoe-schaste-poputinskiК богу и звездам, кстати, он в своей книге обращается чаще, чем к независимым источникам. Я не шучу.

Астрологическая политология – новое веяние политологической мысли, придуманное лично Белковским. «Я предложил бы проанализировать нашего юбиляра (речь идет о Путине) … с астрологических позиций, – пишет он в одном из эссе, вошедших в книгу. – Поверьте, друзья: это достаточно надежный компас. Ориентируясь по звездной карте загадочного российского лидера, можно сделать определенные выводы, не участвуя в бесконечных поездках на Валдай или Сочи… Прежде мы с вами уже обсуждали, что Путин родился в 1952-м, в год Дракона. Это значит, что Путин умеет, как минимум, изображать власть и быстро убеждать окружающих, что именно он и есть власть. Вместе с тем Путин – Дракон не вполне классический. Он скорее любит атрибуты власти, чем самое власть.

То есть – ритуал власти, ее дворцы, бронированные автомобили, самолеты с золотыми унитазами. Приемы с лучшим шампанским. Но не власть как функцию безграничного владения людскими умами и душами. Отправление функции власти его, по свидетельствам многих очевидцев, сильно утомляет. Чего с Драконом быть не должно. Кроме того, стандартный Дракон всегда бессознательно чувствует собственную исключительность – неслучайно в нашей дарвиновской природе нет настоящего животного, соответствующего этому тотему».

В интервью «Новой газете» от 2014 года Белковский вновь обращается к астрологической теме и ясно дает понять, что в своей деятельности использует методы псевдонауки. Ниже – цитата из «Новой»:

«Журналист: Вы занимаетесь астрологией?

Белковский: Нет, я профессионально не занимаюсь астрологией, но методами ее пользуюсь, в том числе для оценки того, что тот или иной политик делает или сделает.

Журналист: Откуда вы берете эти данные? Вы сами делаете расчеты или с кем-то сотрудничаете в этой области?

Белковский: Да, я сотрудничаю с профессионалами».

С профессиональными астрологами, понимаете?

Будем, однако же, добрее и спишем такую редкостную «самость» автора на выбранный им, по крайней мере, для этой книги, жанр. «Русское счастье» собрано из эссе Белковского, написанных им в разные годы, – настолько разные, что порой хочется спросить, зачем их включили в книгу, если идеи, поднятые в некоторых из них (например, в тех, что написаны в 2012 году) опровергнуты самой действительностью? Но это так, к слову. Главному специалисту телеканала «Дождь» все можно простить, кроме откровенной русофобии.

А русофобия в этой книге правит бал. Не знаю, как вам, а лично мне глубоко плевать, когда такой именитый политолог обрушивается с резкой критикой на звезд российской пропаганды или на президента страны – какими бы примитивными и штампованными ни были его претензии, во многом я его готова поддержать. У Белковского нет проблем с властью, Путин его кормит, поскольку дозволяет себя ругать (да и знает ли Путин вообще о скромном бедолаге Белковском?) Однако у него наблюдаются явные проблемы с самоидентификацией: светлому уму очень трудно жить в стране, 90 процентов населения которой он считает идиотами, трусами, продажными тварями и чьими-то там подстилками. А украинское гражданство, между тем, не дают, несмотря на убедительные просьбы. Все это, конечно, способствует формированию комплексов.

Далеко ходить не надо, русофобские мотивы проступают уже в первом эссе под названием «Формула маленького человека», где Белковский в ироничном ключе сравнивает среднестатистического европейца со среднестатистическим русским и сравнение, конечно же, оказывается невыгодным для его соотечественников. Цитата:

«…Константин Леонтьев сказал, что русский человек умеет быть святым, но не умеет быть честным. Из этого сырья можно, как известно, сделать икону Спаса или дубину народной войны, но только не платянОй шкаф системы IKEA».

Belkovskiy

 

Подобные словесные кривляния сопровождают читателя на протяжении всей книги. Опять цитата:

«Возьмем, к примеру, нашу эпоху. Еще недавно, в ее преддверии, все было трудновыносимо скучно. Другое дело – ныне, после февраля-марта 2014-го. Мы присоединили Крым. У наших границ началась всамделишная война. Вроде как за права русских и собирание т. н. Русского мира. Ничего, что русские из сопредельных государств хотят скорее остаться там, где они сейчас есть, и ни о каком русском мире, достигаемом путем войны, не просили. Наша задача – нести человечеству счастье. Независимо от того, правильно ли понимает человечество его условия и параметры»

Белковский, по-видимому, презирает точные цифры, да и зачем они, в самом деле, когда можно сказать за

всех «русских из сопредельных государств» сразу. Еще больше умиляет то, что для доказательства своей точки зрения политолог зачастую прибегает не к вызывающим доверия научным источникам, а… к литераторам. К Пушкину, малоизвестному Новикову-Ланскому… Понятно, что в точки зрения риторики цитаты, взятые из литературных произведений, можно считать аргументом для по
дтверждения мысли (у хорошего спикера все идет в копилку), но, с точки зрения той же риторики, – аргументом весьма и весьма слабым.

Это все, конечно, цветочки, а ягодка – вот она. Белковский пишет:

«Россия имела – и до сих пор имеет, конечно, – все шансы стать национальным государством европейского образца. По Солженицыну, и не только. Раз уж Белоруссия и Украина отпали – не довести ли процесс до логического конца? И, как мне кажется, стоит в будущем предоставить полную государственную независимость исламским регионам Северного Кавказа. Чечне, Ингушетии и Дагестану. Такое решение диктует не только логика истории, но и весь истекающий чьей-то кровью Большой и длинный Москворецкий мост. Северный Кавказ завоеван был Россией в XIX веке как сферический поводок, позволяющий поддерживать прямую коммуникацию с верноподданным (вроде как) Закавказьем. Сейчас, когда Закавказья у нас больше нет, зачем нам поводок от навсегда (как минимум – очень надолго) сбежавшей собаки? Не отягощает ли он наши трудные национальные руки? Это, подчеркиваю, никакие не призывы к сепаратизму, а просто предложение хоть немного подумать».

Конец цитаты.

Государственному уму по фамилии Белковский не мешало бы лучше знать российские законы. Ибо в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» ничего не сказано о том, что экстремистские высказывания, сопровождаемые оговоркой «это не экстремизм, а предложение немного подумать», сразу же перестают быть преступными.

Согласно закону, под определение «экстремистская деятельность» попадают публичные призывы к осуществлению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. То, что Белковский уже не впервые предлагает Кавказу отделиться и до сих пор не понес за это ответственности, говорит лишь о том, что он мало кому интересен. Хотя… утверждать я этого не буду, дабы не уподобляться ему самому. Для подобных утверждений все-таки нужна статистика.

Текст: Екатерина Рагозина

Понравился этот текст? Поделитесь им с друзьями! Если хотите поддержать проект Le Flibustier, нажмите на рекламный баннер. Заранее благодарим!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.