Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Чтение как мучение: рецензия на «Шантарам-2. Тень горы»

Насколько приятно первый «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса впечатлил читательскую аудиторию, настолько неприятно поразила тот же, по сути, круг людей вторая долгожданная часть этой книги, самые страницы которой, казалось бы, пропитаны ароматами индийских пряностей. У бывшего наркомана-героинщика и «сидельца» австралийской тюрьмы, есть все шансы остаться автором одного романа, что, в общем-то достаточно почетно, учитывая его возраст и биографию. В таких случаях, как водится, – главное вовремя остановиться и замолчать.

Гордыня по Данте

По всей видимости, воздух свободы пагубно повлиял на мистера Робертса, чья первая книга была написана в тюремной камере в перерывах между обучением других осужденных медитации и размышлениями о побеге.

«Я – серьезный писатель, уровня старых мастеров. Я хочу писать, как Толстой, как Достоевский, – говорил новоявленный классик в 2010 году в интервью журналу Rolling Stone после выхода первой части двулогии. – Террасы моего романа располагаются на четырнадцати символических уровнях. Первые два – это Библия и «Ад» Данте. Мораль «Шантарама» строится на опыте изгнания, а тема изгнания в романе отсылает к этим двум великим книгам. {…} В любом романе есть добродетель и есть порок. В «Шантараме» добродетелью является человечность, а пороком – гордыня».

Довольно забавно, что мистер Робертс осуждает гордыню как смертный (по Данте, опять же) грех и при этом высказывается в духе демонстративного самолюбования…

Личные качества автора нас интересовать не должны, скажет читатель, и будет абсолютно прав: не должны, хотя, безусловно, они не могут не влиять на содержание и полезность произведения… Да и ссылки на великие авторитеты для самопиара, в общем-то, не запрещены ни законом, ни моралью даже для романтиков преступного мира, пришедших к праведной жизни после серии ограблений, доказанных фактов торговли героином и тесной дружбы с бомбейской мафией. В конце концов, он ведь прозрел… Он ведь медитировал… Ну, понимаете, по-настоящему…

Это так актуально на волне повального увлечения Индией…

«Тень горы» родила мышь

Получила ли мировая литература, и в самом деле, нового Достоевского? Кажется, «Тень горы» начисто опровергает эту теорию…

Если первый «Шантарам» действительно представляет собой литературный и культурологический интерес, то его продолжение значительно проигрывает предшественнику и по занимательности сюжета, и по уровню суггестивности. С первой страницы читатель погружается в скучное, медленно разворачивающееся повествование, более чем наполовину состоящее из псевдоинтеллектульных бесед и псевдоафоризмов. По стилю и глубине мысли они в большей степени напоминают цитаты из ванильных пабликов «Вконтакте», нежели озарения философски настроенного ума.

«Никакая улыбка не возымеет эффекта, никакое напутствие не утешит, никакая доброта не спасет, если наша внутренняя правда не будет прекрасной. Ибо связывает всех нас – все лучшее в нас – только правда человеческих сердец и чистота любви, неведомая иным созданиям».

Подобными банальностями «Тень горы» прямо-таки перенасыщена.

Сюжетная линия предельно размыта: примерно до середины книги вообще невозможно понять, что происходит и во имя каких целей Линбаба совершает все эти хаотичные, практически не связанные между собой действия. Создается впечатление, что автор намеренно занимается строчкогонством, желая как можно больше заработать на своей до предела наэлектризованной аудитории.

Но главное разочарование от книги связано с ее персонажами — безликими и однообразными, как статисты в Болливуде. Они гоняют по Бомбею на байках, курят гашиш, по очереди бьют друг друга и, конечно, – как же без этого! – философствуют, но ни один из них не вызывает ни сочувствия, ни хотя бы естественного интереса к его дальнейшей судьбе. Людские характеры в «Тени горы» прописаны настолько слабо и примитивно, что роман хочется закрыть уже на сотой странице и больше не открывать никогда — любопытному глазу в нем зацепиться просто не за что. Диалоги персонажей отвратительно плоски, попытки добавить в повествование здоровой пошлятинки или грубого юморка настолько бездарны, что хочется всплакнуть:

– О каких конкретно колкостях речь?

– Там был один очень жирный коп. Я назвал его «Три свиньи, слившиеся в экстазе». А другому копу я сказал, что он тупее мозоли на жопе мартышки.

И это еще не самый плохой пример.

Главный герой, Линдсей, такой живой и естественный в первом «Шантараме», так удачно сочетавший в себе мудрость востока и рационализм западной философии, в «Тени горы» становится схематичной тенью самого себя.

shantaram
Купить

Собственно, даже Индия, описанная в первой книге с огромной любовью и уважением и, по сути, выступавшая ее полноценным, пусть и не персонифицированным героем, в продолжении истории превращается в грязноватый фон для гангстерских разборок, лишенный привлекательных черт — да и вообще каких бы то ни было черт. Действия, развернувшиеся в «Шантараме-2», с тем же успехом могли бы происходить где-нибудь в Техасе, Гонконге или глухой российской провинции.

Поклонники Грегори Дэвида Робертса действительно ждали второго «Шантарама» с замиранием сердца — под впечатлением от первой части двулогии и мощной маркетинговой компании, заочно развернувшейся вокруг готовящегося тома. В итоге «Тень горы» родила мышь, а почитатели нового Достоевского, судя по гневным комментариям на популярных читательских ресурсах Интернета, в большинстве своем, жестоко разочаровались.

Романтика криминала

Стоит ли говорить о том, что сама по себе концепция романтизации криминала, удачно завуалированная в первой части и выпукло проступившая во второй, вызывает многочисленные вопросы? Автор навязчиво украшает своего прототипа Лина виньетками, отводя внимание от его преступной сути — а ведь главный герой книги далеко не ангел. Он, конечно же, крутой мачо на мотоцикле и, к тому же, безумно влюблен, но… Со страниц «Тени» почти буквально льется кровь, книга переполнена насилием, наркотиками и извращенным сексом, персонажи охотно участвуют во всей этой вакханалии — и при этом остаются милыми философами с миндалевидными глазами. Не парадокс ли? Впрочем, пожалуй, это тема для отдельной беседы…

 

Итого: если Вы прочли первый «Шантарам» и остались довольны книгой, не читайте продолжение, не портите себе впечатление. Или, по крайней мере, будьте морально готовы к тому, что «Тень горы» удивит Вас скорей в негативном смысле. Если же Вы пока не приобщились к творчеству Грегори Дэвида Робертса, то ни в коем случае не начинайте знакомство со второго тома двулогии — это в корне неправильный путь.

Текст: Екатерина Рагозина

Понравился этот текст? Поделитесь им с друзьями! Если хотите поддержать проект Le Flibustier, нажмите на рекламный баннер. Заранее благодарим!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.