Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Странное перерождение: коротко о «Человеке, который удивил всех»

Сибирский лес, шаманы, борьба с раком, русская деревня, травести и всеобъемлющая любовь. Все это поразительным образом смешано в картине Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех». И хотя релиз картины случился еще в 2018 году, обозреватель Le Flibustier Влада Змановских призывает обратить на нее самое пристальное внимание и готова поделиться с читателями своим искренним изумлением.

Уже одним своим названием фильм определяет собственную оценку: все показанное настолько удивительно, что невольно хвалишь не только создателей фильма, но и себя – за то, что не спасовал перед «русским арт-хаусом».

Действие разворачивается на фоне сибирской природы – отстраненной и холодной. Лес настроен враждебно, несмотря на то, что Егор, главный герой, – егерь. В начале фильма в лесу происходит схватка егеря с браконьерами, которая не только демонстрирует абсолютную мужественность главного героя, но и выявляет лес как еще одного персонажа, или, вернее, как обладающее неким антропоморфным духом пространство – традиционно чуждое человеку. Пространство, в котором притаились «другие».

Впоследствии обозначается завязка: у Егора рак, и жить осталось не более двух месяцев. С присущей ему духовной силой он скрывает это от беременной жены, сына и тестя, но заботится об их будущем: отдает в банк сбережения, планирует помощь с уборкой урожая и присматривает себе место в хосписе. Однако долго скрывать болезнь не получается, и жена начинает метаться в попытках спасти его. Не помогают ни консультация выдающегося городского врача, ни манипуляции местной шаманки.

Спустя некоторое время после ритуала шаманка встречается Егору в лесу и рассказывает притчу о селезне Жамбе, который спрятался от смерти, извалявшись в грязи. Испачкав перья, он стал похож на утку, и смерть не узнала его. Поняв притчу буквально, Егор решает стать своей полной противоположностью: покупает женскую одежду, косметику и начинает превращение – из образца мужественности в образец женственности. С этого момента и без того немногословный главный герой, сыгранный Евгением Цыгановым, не произносит ни слова до конца фильма. Это травестированный обет молчания и травестированное отшельничество. Сначала Егора прячет жена, опасаясь реакции деревенских на «спятившего» мужа, затем он сам сбегает в лес – потому что он уже не Егор, не «свой».

tsiganov-udivil-vsehЧтобы добиться окончательного перерождения, он доводит свою слабость и женственность до абсолюта, ставит в себя в совершенно беззащитное положение. Кульминационная сцена, самая жестокая во всем фильме, происходит в том же лесу, и Егор оказывается буквально и метафорически втоптан в грязь, убит. После этого совершается ритуал очищения, за которым следует неизбежное перерождение. Символическое содержание в развязке фильма удачно синхронизировано с фабульными событиями – рождением ребенка и вердиктом медиков.

Фильм показывает, как человек, борющийся за жизнь, проходит путь от стойкого принятия смерти до животного отчаяния. При этом, пусть и штрихами, создатели картины воплотили личную катастрофу каждого из персонажей: немощного тестя, вынужденного взяться за ружье; сына, терпящего издевательства из-за «отца в платье»; жены – архетипического воплощения женщины-матери и «простой русской бабы». Эти персонажи очень важны, ведь именно их любовь и их реакция на болезнь подвигают героя к столь экстравагантной борьбе.

Выбор образа для перерождения, несомненно, провокационен, причем не только для героев, но и для зрителей. Однако иным, менее вызывающим способом, Егор не смог бы прийти к цели. Толпа, топчущая его за надетое платье, убивает его, чтобы он смог выжить.

Текст: Влада Змановских