Подключайтесь!

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать интересные материалы и обновления по электронной почте.

Спасибо, что присоединились к нам! Чтобы закончить процесс подписки, пожалуйста, щелкните на ссылку в сообщении электронной почты, которое мы только что послали вам.

Ой, что-то пошло не так!

Рецензии

Историческая картинка: рецензия на фильм «Викинг»

Церковь называла его Святым, а народ – Красным Солнышком. Капище, посвященное главным славянским богам, он низверг ради насаждения новой веры, несмотря на пассивное и активное народное сопротивление. Итогом его политической деятельности стал длительный процесс оформления российской государственности. Эпохальные реформы вошли в историю, на их основании режиссер Андрей Кравчук и создал столь обсуждаемый фильм «Викинг».

Исторический фон

«Не мила, не уютна была русская земля – хуже всякой горькой неволи, – за тысячу лет исхоженная лаптями, с досадой ковыряемая сохой, покрытая пеплом разоренных деревень, непомянутыми могилами. Бездолье, дичь», – цитата из книги Алексея Толстого «Петр I» весьма точно отражает то, что показали создатели картины.

Мрачность, сумеречная серость и при этом необъяснимое величие и непоколебимый дух борьбы – фон, на котором разворачиваются события. Зрителю внушают невольный трепет перед языческим прошлым страны и противопоставляют ему «возрожденческий» дух христианства. Мощь преображения авторы «Викинга» попытались показать через личность великого князя Владимира, носившего это разделение внутри самого себя.

viking3

Основой ленты становятся события, описанные в «Повести временных лет». Как будто черная кошка пробежала по Руси, когда средний Святославич, Олег (Кирилл Плетнев) во время охоты убил сына могущественного воеводы Свенельда (Максим Суханов). Отец не простил гибели наследника и употребил все свое влияние на то, чтобы руками старшего из трех братьев, Ярополка (Александр Устюгов), княжившего в то время в Киеве, наказать своего врага. В 977 году киевская рать совершает поход в Древлянскую землю, завершившийся гибелью Олега.

Мстить за него должен был младший из потомков Святослава, Владимир, которого в «Викинге» играет Данила Козловский. Будущий святой показывает себя мастером политической интриги. Ему удается переманить на свою сторону киевского воеводу Блуда (Ростислав Бершауэр), который помогает захватить столицу княжества и избавиться от Ярополка. Дальше — поход на Корсунь и то, главное, чем правление Владимира Святославича «отпечаталось» в веках — Крещение.

viking4

Художественность в ущерб подлинности?

Такую событийную канву дает нам «Повесть временных лет», и в фильме она, в принципе, сохранена. Тем не менее, историческая правда в «Викинге» ушла на второй план, уступив пальму первенства художественному началу. Поэтому Владимир пьет непонятный отвар из мухоморов; поэтому появляется Ирина (Светлана Ходченкова), жена Ярополка, которая будто бы и привела князя к христианству; поэтому Перун с серебряной головой и золотыми усами стоит за чертой города; поэтому с гор во время битвы скатываются неподъемные корабли…

«Про «Повесть временных лет» многие слышали, что-то помнят, – говорит режиссер фильма Андрей Кравчук. – Насколько это важно для фильма, знают о ней люди или не знают, честно говоря, меня совершенно не волнует. Мы взяли оттуда факты, наш фильм — это отдельное произведение, оно не является иллюстрацией «Повести временных лет». Так что совсем не обязательно быть подкованным историком, чтобы идти на него».

Но ведь картина изначально позиционировалась как историческая, не так ли? Во время маркетинговой кампании, которая развернулась до того, как «Викинг» попал в кинотеатры, именно соответствие реалиям давно минувших лет подавалось будущим зрителям как его основной козырь. В таком случае, насколько оправданы суждения режиссера?

viking5

Масса историков, ученых и кинокритиков сошлась в одном: мифологемы давно стали неотступными «друзьями» исторического дискурса, в особенности его духовных аспектов. Любое обсуждение «Викинга» приводит к неизбежной необходимости понять и сформулировать свое личное понимание христианства и его значения для русской государственности и культуры, — а вот за это многие зрители, судя по комментариям в Интернете, готовы сказать создателям ленты большое спасибо.

Владимир: герой или ничтожество?

Исторические документы гласят, что за годы своего киевского правления Владимир Красное Солнышко достиг огромных политических успехов, в значительной мере благодаря удивительной интуиции и гибкости ума. Он никогда не останавливался перед применением силы, но и не злоупотреблял ею, если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявить жестокость, а когда – уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и с собственным народом, не давая при этом повода усомниться в своей силе. Он не пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтение дружине и умел произвести впечатление на подданных щедростью и хлебосольством.

Во Владимире, который стал главным героем «Викинга», чувствуется основательность характера, но не энергия бойца, но не княжеская гордость, но не сила правителя. Может быть, создатели фильма намеренно хотели «приблизить» его к народу?

viking6

Многочисленные нарекания экспертов в области исторической экспертизы вызвало то обстоятельство, что Владимир в фильме всегда выглядит грязно и неопрятно, как простолюдин. Но, может быть, это просто метафора, и авторы тем самым хотели натолкнуть зрителя на мысль о том, что крещение приносит очищение?

Один из самых колоритных персонажей картины – несомненно, природа. Бескрайние пространства, суровый нрав, величие девственного духа, прекрасно переданные в фильме, как бы напоминают русскому народу, откуда он произошел и что его питает. Природа, этот величественный стоик затмевает собой все несовершенства персонажей и, кстати говоря, скрашивает впечатление от ляпов, допущенных создателями ленты.

viking7

Для российского кинематографа фильм «Викинг» стал беспрецедентным по многим аспектом — от затраченного съемочного времени и огромной работы по изучению истории до бюджета. Тем не менее, удачным этот проект назвать нельзя: до зрителя долетел лишь слабый аромат давно минувших времен, полного погружения в эпоху не получилось, несмотря на все старания. «Викинг» – это не историческая картина, а историческая картинка.

Наглядное объяснение может дать живопись. Например, что такое историческое полотно в духе Сурикова? Раскрытие смысла истории в конкретном событии… Но что, если бы за «Утро стрелецкой казни» взялся представитель модерна? Вполне возможно, что он, в духе своего искусства, сделал бы акцент не на стрельцах или Петре I, а, скажем, на пролетающей мимо птице. Авторы «Викинга» отступили от исторической реальности и попытались вывести громоздкие обобщения на основании вполне конкретных событий. Поэтому князь Владимир стал второстепенным персонажем, а на первый план вышла зарождающаяся вера. В некотором смысле, такой подход сделал картину жизнеутверждающей – но этого ли ждали зрители?

Текст: Ксения Кузнецова

comments powered by HyperComments